Сара Биффен — замечательная история о великой даме

Сара БиффенСара Биффен была викторианской художницей, родившейся без рук, с зачатками ног, преодолевшая огромные препятствия, чтобы стать живописцем.

Сара Биффен - начало

В пасмурном и промозглом октябре 1784 года, в графстве Англии Сомерсет, в семье фермеров принимали пополнение – у них родилась дочка. Но первые минуты радости были омрачены страшным открытием. Родители девочки испытали подлинный ужас – их чадо было без рук и без ног. На месте предполагаемых конечностей, были рудиментарные отростки.

Свои бойцовские качества и несгибаемую волю, девочка стала проявлять с самого раннего детства. Несмотря на свой тяжелейший физический недуг, Сара была подвижна, смекалиста и сообразительна. Она наловчилась не только самостоятельно следить за собой, но и многим практическим  навыкам, помогающим ей в быту.

Читать и использовать рот, чтобы держать ручку для письма. Даже вышивать с помощью иглы в зубах. Но как бы девочка не старалась, с тяжелой работой на ферме ей было не справиться. И она оставалась «лишним ртом» и обузой для своей семьи.

Бродячий цирк

В двенадцатилетнем возрасте, ее домом стал бродячий цирк под предводительством Дьюкса. В цирке с «артистов» не требовали многого. Люди были в восторге, просто наблюдая за тем, как бородатые женщины стреляют из пистолетов,   а сросшиеся близнецы бреются. Мистер Дьюкс, некоторое время ломал голову – в каком свете преподнести девочку, не имеющую ни рук, ни ног? Каким делом ее наделить? И в его, без сомнения, гениальную голову пришла мысль – научить Сару рисовать. Это решение, впоследствии, изменило всю жизнь Сары.

Сара Биффен бродячий цирк

С самого начала, девочка обнаружила в себе усердие и усидчивость, трудолюбие и что - то еще… наверное, это называется дар. Она была способной ученицей, дотошно работала над своими картинами, шлифуя и совершенствуя мастерство. Ей был присущ перфекционизм. И между многочисленными выступлениями она неутомимо упражнялась в рисовании, создавая новые картины. Через некоторое время, люди стали платить не только за то, чтобы посмотреть как обездоленная художница рисует, держа кисть во рту, но... стали покупать ее работы! Ее картины все больше пользовались спросом, а очередь заказчиков увеличивалась.

Признательность и успех

Не покупаясь на ранний успех и признание, Сара продолжала сосредоточенно работать и совершенствовать свое искусство. От примитивных этюдов и едва различимых набросков, Сара перешла к утонченным миниатюрам, пейзажам на слоновой кости и портретам.

портреты

Очаровательные портреты, написанные Сарой

В викторианской Англии были чрезвычайно популярны медальоны с портретом любимого человека. Производство  миниатюр, их отрисовка - было прибыльно и стабильно. Этим делом и занялась Сара Биффен. Люди готовы были платить не только за то, КАК  нарисованы миниатюры, но и за то, КТО их нарисовал. А то, что это было сделано «необычным» художником, лишь добавляло ценности предмету.

миниатюры

Миниатюрные портреты

портреты

Работы Сары Биффен

На ярмарке святого Варфоломея, проходившей в 1808 году, Сара Биффен была представлена как «самое дивное, что когда-либо встречалось на земле». И правда, любой, кто наблюдал за тем, как работает юная мисс Биффен, был от нее в восторге. Но были и скептически настроенные люди. Они не принимали все, что говорилось о Саре, за чистую монету. И желали лично убедиться в ее мастерстве.

Таким был граф Мортон, заглянувший в палатку к Саре нарочито неожиданно, чтобы застать ее за обманом. Но… каким же было его изумление, когда он увидел прямо перед собой девочку, лишенную всех конечностей и рисующую  как настоящий художник. Граф был поражен до глубины души. Он назначил Саре Биффен содержание, а Уильяма Крейга – художника королевской академии – сделал ее наставником.

Расцвет

Ее работы были оценены по достоинству, и в 1821 году Саре была вручена медаль от общества художников королевской академии. Сара получила поистине «королевский» заказ – серию портретов королевской семьи. О Саре Биффен говорили по всей Англии, а великий романист Чарльз Диккенс запечатлел ее образ в двух своих романах.

До наших дней дошли некоторые автопортретные миниатюры самой Сары, а также гравюры других художников, запечатлевших эту удивительную женщину. На них она выглядит респектабельной и состоятельной дамой, одетой в меха с роскошными украшениями.

автопортрет сары биффен

Автопортрет Сары Биффен

Но в 1827 году Сару настигло горе. Ушел из жизни ее большой друг и человек, не мало сделавший для популяризации ее таланта – граф Мортон. Для Биффен наступили тяжелые времена. Она не могла работать, чувствовала себя одинокой и раздавленной. Неизвестно как бы закончилась ее депрессия, если бы на выручку Саре не пришла сама Королева Виктория. Королева назначила Саре Биффен пожизненное денежное довольствие.

Сохранилось мало фактов, рассказывающих о последних годах жизни Сары Биффен. Ей пришлось распрощаться со своей студией в Лондоне и уехать в Ливерпуль. Некоторое время она работала под псевдонимом Райт. Встречаются даже упоминания в стиле: «миссис Сара Райт, в девичестве Биффен». Значит ли это, что Сара, найдя свою любовь, вышла замуж? Кто знает… Она продолжала писать вплоть до своей смерти в возрасте шестидесяти шести лет. Писала немного, трудно, но… писала. Вопреки. Не смотря ни на что.

Метки: , , . Закладка Постоянная ссылка.

3 комментария: Сара Биффен — замечательная история о великой даме

  1. Татьяна пишет:

    Я очень впечатлена!!! Теперь, кроме Ника Вуйнича, я знаю и Сару Биффен! Спасибо, Оля, за знакомство)))

  2. Сергей - sablon пишет:

    Удивительно, что такие люди зачастую добиваются большего, чем двурукие и двуногие.

Ваши комментарии ценны для меня...